-- А у тебя есть кот? -- спросил
Владимир Ильич мою дочку Лелю, гуляя по саду нашей дачи, куда он
приехал к нам погостить и отдохнуть.
-- Есть! Васька. Мы его зовем Василий
Иванович... А вот он! -- ответила Леля, показывая на
большого черного кота, важно, не
спеша выходившего из кухни.
Он был почти весь черный, с белым галстуком
под шейкой; лапки его тоже были белые, словно
туфельки, и самый кончик
хвоста тоже был белый, как пушинка.
-- Какой важный кот! --
воскликнул Владимир Ильич. -- И, вероятно, большой лентяй.
-- Что вы, Владимир Ильич, -- заступилась Леля
за своего любимца, -- он прекрасно ловит мышей.
-- Ну, это его прямая
обязанность... Посмотрим, умеет ли он фокусы
показывать.
И Владимир Ильич быстро взял кота
на руки, пощекотал его под шейкой, почесал между ушами, погладил
его... Васька был очень
доволен: сейчас же стал нежно кусать Владимира
Ильича за палец и,
лежа на спине, старался отбиваться задними лапками.
-- Ишь ты какой игрун! А ну-ка,
посмотрим, как ты умеешь прыгать! -- сказал Владимир
Ильич. Он спустил кота на землю и сейчас же
подставил перед ним руки колесом: -- Прыгай! Прыгай!.. Васька,
Васенька, прыгай...
Кот растерялся. А
Владимир Ильич подводил руки все ближе и ближе к мордочке
Василия Ивановича.
-- Ну, прыгай! -- И он тихонько подтолкнул
кота сзади и тотчас же опять подставил перед ним руки колесом,
соединенные в пальцах.
Кот нехотя приподнялся, сгорбился и,
словно делая одолжение, мягко и неловко прыгнул
и перескочил через руки Владимира
Ильича. Владимир Ильич сейчас же вновь подставил руки,
Васенька охотней и быстрей
перепрыгнул еще раз. А руки кольцом опять
были
перед ним. Кот прыгал все чаще и чаще, быстрее и
быстрее и наконец перепрыгнул
очень ловко, распушил хвост, пустился со всех ног к
дому, залез под крыльцо и оттуда хитро
выглядывал...
-- Ах ты плут, ах ты разбойник! --
говорил Владимир Ильич. -- Надоело! Удрал!.. Молодчина!
Хорошо прыгнул! Ученым
будешь... Леля, дай-ка ему молочка. Он вполне
заслужил хороший завтрак.
Леля побежала на кухню. Принесла
блюдце тепленького молочка с белым хлебом и поставила его
около крыльца.
Кот огляделся, вышел из-под крыльца и,
мурлыча, принялся за еду.
-- Молодец, Васька! -- хвалил его
Владимир Ильич.-- Мы еще с тобой научимся прыгать
через стул.
ОБЩЕСТВО ЧИСТЫХ ТАРЕЛОК
Все расселись вокруг стола на террасе.
За столом было трое детей: две девочки и мальчик. Они
подвязали салфетки и тихо сидели,
ожидая, когда им подадут суп. Владимир Ильич посматривал на
них и тихонько
разговаривал. Вот подали суп. Дети ели плохо, почти
весь суп остался
в тарелках. Владимир Ильич посмотрел неодобрительно, но
ничего не сказал. Подали
второе. Та же история: опять почти все осталось на тарелках.
-- А вы состоите
членами общества чистых тарелок?-- вдруг громко
спросил Владимир Ильич, обращаясь к девочке Наде,
которая сидела рядом с ним.
-- Нет, -- тихонько ответила Надя
и растерянно посмотрела на других детей.
-- А ты? А ты? -- обратился он к мальчику и
девочке.
-- Нет, мы не состоим, -- ответили дети.
-- Как же это вы? Почему так запоздали?
-- Мы не знали,
мы ничего не знали об этом обществе! -- торопясь
говорили дети.
-- Напрасно. Это очень жаль! Оно давно уж
существует.
-- А мы не знали!..-- разочарованно сказала
Надя.
-- Впрочем, вы не
годитесь для этого общества. Вас все равно не
примут,-- серьезно сказал Владимир Ильич.
-- Почему? Почему не примут? -- наперебой
спрашивали дети.
-- Как "почему"? А какие у вас
тарелки? Посмотрите! Как же вас могут принять, когда вы на
тарелках все оставляете?
-- Мы сейчас доедим! -- И дети стали доедать
все, что у них осталось на тарелках.
-- Ну, разве что вы исправитесь, тогда
попробовать можно. Там и значки выдают тем, у кого тарелки всегда
чистые, -- продолжал Владимир Ильич.
-- И значки!.. А какие
значки? -- расспрашивали дети. -- Как же
поступить туда?
-- Надо подать заявление.
-- А кому?
-- Мне.
Дети попросили разрешения
встать из-за стола и побежали
писать заявление.
Через некоторое время они
вернулись на террасу и торжественно вручили бумагу Владимиру
Ильичу.
Владимир Ильич прочел,
поправил три ошибки и надписал в углу: "Надо принять".
НА ЕЛКЕ В ШКОЛЕ
-- Хотите, Владимир Дмитриевич,
участвовать в детском празднике? -- спросил меня Владимир
Ильич.
-- Хочу, -- говорю.
-- Ну так вот, доставайте где хотите пряников,
конфет, хлеба, хлопушек, игрушек, и поедем завтра к вечеру в
школу Надю навестить.
Устроим детишкам праздник, а на расходы вот вам деньги.
Девятнадцатый год был
трудным, голодным и холодным. Шла гражданская война,
все, что могло, правительство
отправляло на фронт. В городах продуктов
было мало. Кое-как купили мы в
складчину все, что нашли для детишек,
и отправили в школу,
чтобы детвора вместе с учительницами
приготовила елку.
На следующий день, как и
было условлено, Владимир Ильич приехал в школу. В
этой школе, в Сокольниках, тогда отдыхала Надежда
Константиновна. Владимира Ильича уже ждали, и, когда он вместе с
Надеждой
Константиновной и Марией Ильиничной сошел вниз, в комнату,
где была
устроена елка, детишки сразу окружили его.
-- Во что мы будем
играть? -- спросила Владимира Ильича маленькая девочка. --
Давайте скорее!.. Ну, во что же?
-- Сейчас давайте водить
хоровод вокруг елки,-- предложил Владимир Ильич.--
Петь будем, а потом в кошки-мышки...
-- Согласны, согласны! -- хлопая в
ладоши, закричала девочка, и все другие хором за ней.
-- Согласны? Ну так что же,
за чем дело стало?.. Давай руку!.. Ну, живей,
присоединяйтесь!
И мигом образовался большой круг детей и
взрослых. Владимир Ильич пошел вокруг елки, и все за ним.
-- Ну, запевай! Что ж ты?.. -- обратился
Владимир Ильич к той девочке, которая предложила играть, и та запела.
Все подхватили песню про елку и
закружились вокруг нее. Владимир Ильич пел во весь голос.
В это время елка вдруг вспыхнула разноцветными
огнями. Это монтер школы устроил. Он раздобыл маленькие
электрические лампочки
и накануне, поздно вечером, когда все спали, провел
искусно
шнур и вплел лампочки в ветви елки. Ликованию и радости детей не было
конца.
Владимир Ильич от всей души веселился и пел
вместе с ними.
Дети забрасывали его вопросами, и он каждому
успевал ответить. Он и сам задавал им вопросы, загадывал
загадки, и только
приходилось удивляться, откуда это он все знает, все
помнит. Дружный смех
и шутки звучали вокруг елки.
-- Ну, а теперь в
кошки-мышки!.. Что же вы? Забыли?-- подзадоривал детишек
Владимир Ильич.
И снова образовался круг, и снова
Владимир Ильич среди детей... Играет он с увлечением, не пропуская
кота, защищая мышь. Ребята в восторге.
После игры завязалась
беседа. Дети говорили с ним просто,
и не чувствовалось никакого стеснения. Он уже был для них
своим
человеком. Они отбили его от взрослых, потащили
с собой пить
чай и наперебой угощали, накладывали ему варенья и
решительно все хотели что-нибудь для него
сделать.
А он колол для них грецкие орехи,
наливал в блюдечки чай из горячих стаканов, подкладывал
сладостей и ласково следил за всеми,
точно все они были его семьей.
Владимир Ильич очень любил детей, и
детишки это чувствовали. Он быстро узнал их имена, и надо было
удивляться, как он только не путал
их. С детьми ничего нельзя было поделать, они совсем завладели
Владимиром Ильичем.
После чая дети повели его в другие комнаты,
заявив, что у них там есть секрет. Дети привели его в
живой уголок, показали галку с
подбитым крылом, воробья, потерявшего полхвоста в битве
с кошкой, ужа,
маленького ежика и лягушку. Потом принесли рисунки, свой журнал.
Владимир Ильич углубился в их
дела, да так, как будто бы он всю жизнь только и делал, что
занимался со школьниками. Наконец детям роздали
подарки, и мы должны были уезжать. Провожая нас, они
просили
приезжать к ним еще и еще. Владимир Ильич тепло простился со своими
маленькими
друзьями. Праздник получился чудесный, и дети после него писали
Владимиру Ильичу письма,
а он,
хотя был очень занят, всегда отвечал им.